28 августа 2015

Русская крестьянская вышивка


Говоря о вышивке как о русском народном творчестве, мы всегда имеем в виду крестьянскую вышивку, поскольку крестьяне - это и есть народ. То, что вышивали представительницы дворянского сословия, чаще всего было продиктовано западными модами, поэтому не представляет большой ценности в плане понимания русских традиций и культуры.

Помните, в известной гайдаеской комедии "Кавказская пленница  пленница, или Новые приключения Шурика" в ответ на реплику главного героя - студента, прибывшего на Кавказ с целью сбора местного фольклора, мы слышим "Может, высоко в горах... Не в нашем районе". Так и с вышивкой. Чем больше местность удалена от городов, крупных населенных пунктов, тем меньше влияния на нее оказывали модные "поветрия" – сохранялась самобытность.
Крестьянские девочки учились вышивать с детства - как правило, с 8-9 лет, перенимали опыт предыдущих поколений. Узоры рукодельницы "брали у соседей" (здесь могут иметься в виду и жители соседних сел), "из века в век снимали", "с раннего полотенца снимали". Да, это не из Интернета схемку скачать и не в магазине купить. Сейчас можно за пару минут скачать архив из нескольких тысяч схем, а раньше узоры накапливались годами, поколениями.
Более того. Узоры не просто "копипастились" и отшивались, они еще и творчески переосмыслялись. Каждая вышивальщица добавляла что-то свое и произведения особо одаренных мастериц пользовались спросом, а для искусниц из бедных семей это было еще и источником дохода, нередко - единственным.



Со временем рынок сбыта вышитой продукции расширялся и в результате орнаменты становились однотипными и упрощенными. Превращение вышивания из домашнего занятия в ремесло, а также массовое производство изделий на рынок определялись многими условиями, прежде всего экономическими и социальными.

Земледелие на малоплодородных почвах, на мизерных крестьянских наделах не обеспечивало существования большинства крестьянских семей и крестьяне искали заработков, не связанных с земледелием. Для развития промысла важна была близость торговых путей, рынка сырья и сбыта, а для вышивального промысла – еще наличие навыков художественной вышивки у населения. Огромную роль играла близость помещичьей усадьбы или монастыря, если в них имелись мастерские и занимались рукоделием. В небольших городах были сосредоточены разнообразные женские ремесла – плетение, вязание, вышивание и прочие, которые служили основным заработком для наименее обеспеченной части горожан, главным образом из мещанского сословия. Работы выполнялись как на заказ, так и для продажи на ярмарках.

В начале XIX в. в Торжке начало развиваться золотошвейное производство, которое достигло рассвета к середине XIX в. Торжковские изделия пользовались огромным спросом у богатых горожан, которые в те времена носили русские костюмы, обильно украшенные золотым шитьем. Но к концу того же столетия золотошвейное производство начало сокращаться, что было результатом перехода от традиционного русского костюма к европейской моде. И, конечно же, все женские художественные ремесла зависели в значительной мере от спроса потребителя и капризов моды.

Еще одним из крупных очагов женских художественных промыслов была Вологда, где процветало не только кружевоплетение, получившее всемирную известность, но и вышивание. Вологда стала основным центром белой строчевой вышивки.

Изменение бытового уклада населения и общественных отношений влекло за собой сокращение одних вышивальных промыслов и возникновение и распространение других. Широкое распространение получила ручная вышивка строчкой, гладью и тамбуром. Мастерицы работали на хозяина, который раздавал материал и принимал работу, и к этой работе нередко привлекались малолетние члены семьи. Узоры для вышивок рукодельницы получали от хозяина или раздатчика и переводили на ткань. Схемы брали из журналов и, естественно, они были однотипными, без «изюминки», хотя техника выполнения оставалась на высоком уровне. Вышивальщицы зарабатывали очень мало, но для крестьянских семей это все равно было большим подспорьем.


Во второй половине XIX – начале XX в. не только тщательно изучалось народное искусство, но предпринимались практические шаги для поддержания промыслов. Организовывались земские школы-мастерские, которые обучали мастериц и улучшали художественную сторону вышитых изделий. Руководительницы мастерских, подчас искренне любившие народное искусство, в выборе рисунков для вышивок стремились придерживаться русского стиля, а образцами могли служить орнаменты старинных рукописей и тканей, узоры русских вышивок, а также узоры, составленные художником или руководительницей мастерской.


Школы-мастерские оказывали воздействие на крестьянскую вышивку только в технике исполнения и некоторых орнаментальных мотивах, хотя влияние на орнамент вышивки окружающих селений было все же ограниченным. Изделия некоторых мастерских слишком резко отличались от местной вышивки, не отвечая традициям и вкусам населения. Вышивка, широко распространенная в качестве домашнего занятия у крестьянского населения развивалась одновременно с вышивкой-ремеслом, которое с XVIII в., а особенно во второй половине XIX в. приобретает большое значение. Создатели вышивки и ее потребители принадлежали к различным общественным слоям, что отразилось на их изделиях.

1 комментарий

  1. Daftar Casino | Shootercasino
    Play as many 바카라 poker games as you want! Play at the best online casino 1xbet for real money 제왕카지노 with Shootercasino. A true winner, the world famous poker room is

    ОтветитьУдалить

Высказывать свое мнение могут и незарегистрированные пользователи. Для этого в списке "Подпись комментария" следует выбрать "Имя/URL" и указать там свое имя или псевдоним.